Дайджест новостей ритейла на октябрь
Подготовили для вас дайджест актуальных данных, новостей, цифр индустрии и любопытных событий для экспертов рынка. Коротко о главном в индустрии к октябрю:
- больше всего брендов запустилось в категориях: кондитерские изделия, алкоголь, молочная продукция, уход за телом. Доля новинок составила 21,9%
- продолжает снижаться доля новых брендов эконом-сегмента
- почти половина самых успешных новинок из топ-25 брендов относится к категориям напитков
2. Подведены итоги продаж сезонных товаров за 3-й квартал. Все категории показали рост натуральных продаж по сравнению с летними месяцами прошлого года. Связан рост с жарким сезоном – летом большинство категорий безалкогольных напитков показали рост более чем на 10% по сравнению с летом 2023 года, а самыми быстрорастущими категориями оказались вода и квас.
3. Продажи FMCG выросли на 15,1% за последний год. Основной рост обеспечивают уверенный потребительский спрос и готовность людей тратить больше, при этом значительное влияние оказывает инфляция, которая за последние два месяца продолжает увеличиваться. Согласно данным, только в июле она уже составляла 10,7 п.п. из 17,4% номинального роста.
Динамика продаж в регионах сохраняется на высоком уровне как в денежном, так и натуральном выражении. При этом больше всего «тратят» в Южном регионе. Второе место занимают Сибирь и Дальний Восток. Третье – Урал.
Любопытны показатели по росту частных марок – они обгоняют бренды с точки зрения динамики продаж, а их доля продолжает увеличиваться и достигает более 14% на омниканальном рынке FMCG. Наибольший вклад в рост обеспечивают среди продовольственных товаров категории мясо и колбасные изделия, прохладительные напитки. А среди непродовольственных – товары для детей и средства гигиены.
Доля промопродаж в оффлайне продолжает снижаться и составляет 42,1% – не в пример онлайн-рынку, где составляет 68,3%.
Что касается онлайн-рынка FMCG в целом, то рост обеспечен полностью реальным спросом по всем категориям повседневных товаров, который показывает особенно сильную динамику в регионах, однако, фактор инфляции также оказывает свое влияние.
Важным остается то, что с ростом онлайн-продаж меняется характер привычек покупателей. Большая часть людей предпочитают пользоваться мобильными телефонами при оформлении покупок, их доля составляет 80%, и почти 89% онлайн-покупателей используют для этого приложения.
4. Выделены тренды рынка электронной торговли. Эксперты сходятся во мнении, что ключевыми являются:
-
сдвиг в онлайн-шоппинге: теперь это обыденность, нежели времяпрепровождение. Для многих покупателей удобство выходит на первый план, что подтверждают данные по онлайн-продажам за 12 месяцев
-
торговые сети уходят в omni, хотя маркетплейсы и продолжают удерживать лидерство в числе продаж
-
самой востребованной франшизой являются пункты выдачи заказов. Общий объем открывающихся точек опередило число торговых точек ритейлеров-гигантов.
5. Торговые сети начинают тестировать новые форматы взаимодействия с покупателями, внедряя новые технологии. К их числу относятся как уже полюбившиеся покупателям зоны самообслуживания с КСО, весы с видеораспознаванием товаров, а также относительно новая технология – электронные ценники. Ряд зарубежных торговых сетей уже реализуют решение в нескольких крупных торговых сетях - Carrefour, Walmart или Sephora. В качестве пилотных проектов начали внедрять эту технологию в свои магазины и несколько российских сетей.
6. Искусственный интеллект в весах и на кассах самообслуживания. Все большее число торговых сетей переходят от устаревших оборудования и ПО на решения нового поколения. Так, например, стало известно, что торговая сеть Перекресток оборудовала свои магазины весами с искусственным интеллектом. По словам источника, таким образом ритейлер рассчитывает увеличить скорость обслуживания покупателей, сократить время взвешивания фруктов и овощей, значительной части товарооборота, почти в два раза, что в масштабах всей сети - значительная экономия. А со временем достичь показателей точности распознавания товаров более 90%. Подробнее – в посте.
7. Октябрь порадует событиями для IT и retail экспертов. Среди них конференции, выставки, форумы. Собрали для вас список наиболее любопытных:
-
Конференция Big Data and AI Day 2024, 2 октября
-
Ежегодная конференция Х5 Dialog 2024, 4 октября
-
Форум Ecom Retail Week 2024, 8–9 октября
-
Конференция IT Government Day 2024, 9 октября
-
Форум Central Asia Retail Week 2024, 16–17 октября
-
Конференция IT Retail Day 2024, 16 октября
-
Конференция IT Security Day 2024, 17 октября
-
Конференция IT Infrastructure Day 2024, 23 октября
-
20-й Конвент Мир Торговли Казахстан 2024, 23–25 октября, Алматы. В этому году решения и технологии группы компаний «Сервис Плюс» представит официальный дистрибьютор в Казахстане компания SP Electronics. Подробнее в новости.
-
Форум РБК Tech, 31 октября, Москва
Мы рассказываем больше об индустрии и технологиях ритейла в телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы получать новости в удобном формате!