На главную
Новости

Дайджест новостей ритейла на октябрь

3 октября 2024

Подготовили для вас дайджест актуальных данных, новостей, цифр индустрии и любопытных событий для экспертов рынка. Коротко о главном в индустрии к октябрю:

1. Нильсен выпустил отчет по изменениям ассортимента в FMCG-магазинах за первое полугодие 2024. Согласно ему:
  • больше всего брендов запустилось в категориях: кондитерские изделия, алкоголь, молочная продукция, уход за телом. Доля новинок составила 21,9%
  • продолжает снижаться доля новых брендов эконом-сегмента
  • почти половина самых успешных новинок из топ-25 брендов относится к категориям напитков
В целом, источник сообщает, что за первое полугодие на рынке появилось более трех тысяч новых брендов. И главный тренд, общий для всех запусков – это рост их успешности, за счет предыдущего анализа потребительского интереса к новинкам и донастройки продуктового портфеля. При этом, в первом полугодии количество новинок сократилось на 18% по сравнению с 2023 годом, однако их суммарный оборот вырос почти на 25% за счет роста конкурентноспособности.

2. Подведены итоги продаж сезонных товаров за 3-й квартал. Все категории показали рост натуральных продаж по сравнению с летними месяцами прошлого года. Связан рост с жарким сезоном – летом большинство категорий безалкогольных напитков показали рост более чем на 10% по сравнению с летом 2023 года, а самыми быстрорастущими категориями оказались вода и квас.

3. Продажи FMCG выросли на 15,1% за последний год. Основной рост обеспечивают уверенный потребительский спрос и готовность людей тратить больше, при этом значительное влияние оказывает инфляция, которая за последние два месяца продолжает увеличиваться. Согласно данным, только в июле она уже составляла 10,7 п.п. из 17,4% номинального роста.
Динамика продаж в регионах сохраняется на высоком уровне как в денежном, так и натуральном выражении. При этом больше всего «тратят» в Южном регионе. Второе место занимают Сибирь и Дальний Восток. Третье – Урал.


Любопытны показатели по росту частных марок – они обгоняют бренды с точки зрения динамики продаж, а их доля продолжает увеличиваться и достигает более 14% на омниканальном рынке FMCG. Наибольший вклад в рост обеспечивают среди продовольственных товаров категории мясо и колбасные изделия, прохладительные напитки. А среди непродовольственных – товары для детей и средства гигиены.

Доля промопродаж в оффлайне продолжает снижаться и составляет 42,1% – не в пример онлайн-рынку, где составляет 68,3%.

Что касается онлайн-рынка FMCG в целом, то рост обеспечен полностью реальным спросом по всем категориям повседневных товаров, который показывает особенно сильную динамику в регионах, однако, фактор инфляции также оказывает свое влияние.

Важным остается то, что с ростом онлайн-продаж меняется характер привычек покупателей. Большая часть людей предпочитают пользоваться мобильными телефонами при оформлении покупок, их доля составляет 80%, и почти 89% онлайн-покупателей используют для этого приложения.

4. Выделены тренды рынка электронной торговли. Эксперты сходятся во мнении, что ключевыми являются:

  • сдвиг в онлайн-шоппинге: теперь это обыденность, нежели времяпрепровождение. Для многих покупателей удобство выходит на первый план, что подтверждают данные по онлайн-продажам за 12 месяцев

  • торговые сети уходят в omni, хотя маркетплейсы и продолжают удерживать лидерство в числе продаж

  • самой востребованной франшизой являются пункты выдачи заказов. Общий объем открывающихся точек опередило число торговых точек ритейлеров-гигантов.

5. Торговые сети начинают тестировать новые форматы взаимодействия с покупателями, внедряя новые технологии. К их числу относятся как уже полюбившиеся покупателям зоны самообслуживания с КСО, весы с видеораспознаванием товаров, а также относительно новая технология – электронные ценники. Ряд зарубежных торговых сетей уже реализуют решение в нескольких крупных торговых сетях - Carrefour, Walmart или Sephora. В качестве пилотных проектов начали внедрять эту технологию в свои магазины и несколько российских сетей. 

6. Искусственный интеллект в весах и на кассах самообслуживания. Все большее число торговых сетей переходят от устаревших оборудования и ПО на решения нового поколения. Так, например, стало известно, что торговая сеть Перекресток оборудовала свои магазины весами с искусственным интеллектом. По словам источника, таким образом ритейлер рассчитывает увеличить скорость обслуживания покупателей, сократить время взвешивания фруктов и овощей, значительной части товарооборота, почти в два раза, что в масштабах всей сети - значительная экономия. А со временем достичь показателей точности распознавания товаров более 90%. Подробнее – в посте.

7. Октябрь порадует событиями для IT и retail экспертов. Среди них конференции, выставки, форумы. Собрали для вас список наиболее любопытных:

Мы рассказываем больше об индустрии и технологиях ритейла в телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы получать новости в удобном формате!